Хотелось бы обсудить очередную животрепещущую тему — средства развития речи детей дошкольного возраста. Ведь все мы мечтаем, чтобы детки сразу научились объясняться предложениями, правильными словами и с нужными окончаниями.
И при правильном подходе можно значительно ускорить этот процесс!
Оглавление
- 1 Основные средства развития речи
- 2 Развитие речи ребенка в 2-3 года
- 3 Что поможет ускорить развитие речи?
- 4 Особенности развития речи у детей 3-4 лет
- 5 Задержка в развитии речи
- 6 Как разговаривать с ребенком
- 7 Упражнения на развитие речи
Основные средства развития речи
Важность речи
Согласитесь, до первых осознанных слов и заявлений сложно воспринимать вопящий комочек как личность с собственными мыслями и желаниями, а вот разговаривающий ребенок – уже достойный собеседник, с которым можно и нужно говорить буквально обо всем.
Умение говорить нужно и самому ребенку. Оно помогает ему общаться с родными, знакомыми, сверстниками в саду.
Методические средства
- разговор со взрослыми;
- речь воспитателя в детском саду;
- специальные занятия, к примеру, с логопедом или уроки по методике раннего развития;
- чтение художественной литературы;
- занятия искусством.
Общение с родными
Когда же ребенок начинает говорить первые слова – расслабляться не стоит, предстоит еще большая, но интересная работа. Разговариваем с ним как можно чаще, рассказывая об окружающих предметах и действиях, называя имена, цвета, характеристики вещей, задавая наводящие вопросы, играя с ним.
Рекомендации для дома:
- чтение стихов, потешек, скороговорок, сказок;
- петь с ним простые и запоминающиеся песенки, так как музыкальные произведения тренируют дыхание, помогают справиться с заиканием, формируют правильный фонематический слух, вырабатывают темп речи;
- проговаривать с ним простые стихи или загадки, предполагающие договаривание нужного слова, читать крохе первую часть, а последнее слово пусть скажет, вспомнит, подберет он. Если ребенок затрудняется – можно подсказать первую часть требуемого слова;
- смотреть и читать с ребенком красочные сказки, по мере рассказа указывая пальцем на упомянутых героев и предметы, диалоги нужно читать разными интонациями, можно даже копировать голоса животных, людей;
- использовать пальчиковые игры, доказано, что эти интересные, запоминающиеся стихи и песенки при условии сочетания с определенными жестами не только помогают развивать память, но и ускорить развитие речи, да и играть в них очень интересно даже взрослым, знаете, затягивает!
Почитайте обязательно об особенностях применения скороговорок для детей.
Речь воспитателя в детском саду
Очень важная часть развития связной речи, ведь ребенок на протяжении нескольких часов практически ежедневно слышит этого человека, запоминает особенности построения слов и предложений. Доказано, что малыши как губки впитывают новые интересные словосочетания и выражения, чтобы потом употребить их в разговоре.
Для детей наиболее благоприятной средой является спокойный, доброжелательный тон воспитателя и его содержательная, понятная и яркая речь.
Специальные занятия
В принципе, на занятиях по раннему развитию детей учителя пользуются всеми теми же способами, что и заботливые мамочки – те же потешки, стишки, песенки, загадки, пальчиковые игры.
Чтение художественной литературы
Эффективность сказок и народного фольклора для ребенка переоценить сложно, ведь мы с вами выросли и учились на рассказах о курочке рябе, спящей красавице, золушке, красной шапочке и множестве иных поучительных историй.
Методика как наука тоже признает важность художественной литературы, ведь на ней дети сначала учатся ощущать красоту и образность родного языка, а потом уже пытаются воссоздать отдельные слова и фразы.
В наш век технологического прогресса все больше на первый план выходят современные гаджеты с интересными играми для малышей и увлекательными мультфильмами, для просмотра которых не нужно включать воображение и представлять события, описанные в истории. Но по возможности все же приучаем наших деток к печатному слову, его не заменит даже самых модный телевизор.
Занятия искусством
Живопись, музыка, театр также являются помощниками для становления речи ребенка, они вызывают сильный эмоциональный отклик, который требует от малыша отдачи, провоцирует желание поделиться впечатлениями.
Сходите с крохой в кукольный театр или на специальное детское представление, попробуйте сами стать актерами, поиграв любимыми игрушками или приобретя пальчиковый театр из мягких игрушек или бумажных фигурок. Пусть ребенок сам выразит себя творческой личностью, опробует на себе разные роли, интонации и голоса.
Средства, позволяющие быстрее развить речь ребенка, многогранны и разнообразны. Порой достаточно просто уделять крохе внимание и весело играть в полезные забавы, чтобы заметить ощутимый результат. Выбирайте самую подходящую игру и помогите своему малышу быстрее освоить навык общения.
Развитие речи ребенка в 2-3 года
Как правило, в 2-3 года даже самый ленивый и инертный ребенок начинает активно развиваться, изучая новые слова и понятия. Педиатры отмечают такие особенности развития, как активное запоминание новых слов и их сочетаний. В этом возрасте малыши, словно губки, способны изучать по 3-4, а то и десяток новых понятий за день, развиваясь семимильными шагами.
Конечно, скорость у каждого ребенка разная. Одни начинают говорить правильными предложениями, склоняя слова буквально с двух лет, другие же медленно набирают пассивный словарный запас, запоминая новые знания, но отмалчиваясь до определенного времени.
Но примерно в 2-3 года речь становится главным инструментом для общения, ребенок пытается донести свое мнение и желания, как взрослым, так и сверстникам. И это умение нужно стимулировать, развивать, помогая крохе активнее развиваться при помощи упражнений и игр.
Причины плохой речи у детей
- Болезни ушей и носоглотки, особенно при затяжных заболеваниях, истощающих организм.
- Поражения центральной нервной системы, характеризирующиеся умственной отсталостью.
- Отсутствие внимания родных.
Что поможет ускорить развитие речи?
- Стимулирование мелкой моторики
Доказано, что в головном мозгу ребенка центры, отвечающие за четкую моторику и речь, размещены рядом, и стимуляция первого провоцирует развитие второго. Здесь специалисты рекомендуют использовать мелкие предметы, которые малыш может перебирать, отличным примером могут служить пазлы.
Приобретите простые милые картинки и собирайте их вместе с малышом, увлекая его рассказом о том, что в итоге можно получить красивый рисунок.
Также можно рисовать пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, пытаясь не просто тренировать руку крохи, но и во время творчества называть цвета, формы и рисунки своими именами, чтобы увеличивать словарный запас малыша.
- Дыхательные упражнения
Для правильной артикуляции ребенку нужно научиться проговаривать слова на выдохе, а значит – управлять своим речевым дыханием, силой голоса и мышцами губ.
В этих целях и используют разные игры:
«снежинка» — вырезаем из тонкой бумаги снежинку и предлагаем ребенку сдуть ее с ладони;
«кораблик» — сделать из бумаги лодочку, опустить ее в таз с водой и предложить ребенку задать направление судну, сдувая его;
«бабочка» вырезать бабочку, и продев через нее нитку, предложить крохе заставить ее летать – для этого подуть на нее.
- Артикуляционная гимнастика
Она помогает улучшить управляемость мышц губ и языка, необходимых для точного воспроизведения звуков.
Самыми простыми упражнениями могут стать кривляния ребенка перед зеркалом во время умывания, предложите ему вытянуть губы в трубочку и проговорить букву «о» и слоги с нею. Потренировать язычок малыша можно, просто смазав губы медом, вареньем или иной сладостью.
Позднее можно перейти к более сложным логопедическим занятиям. К примеру, предложить ребенку достать языком до щек, носа, подбородка, пощелкать им, как лошадка, «положить спать» на зубки.
Не менее полезной игрой может стать обычная улыбка – она помогает деткам освоить сложный в произношении звук «Ы».
- Подвижные игры со звуковым сопровождением
Маленькие детки обожают шумные, веселые игры, во время которых нужно следовать подсказкам, содержащимся в стихах, отличным примером таких забав может быть «Море волнуется раз», «Гуси-гуси».
Такие стишки можно выучить самостоятельно, а потом играть вместе с крохой, стимулируя его повторять хотя бы самые простые слова.
- Разговоры со взрослыми
Детки не могут научиться разговаривать, пребывая всегда в гордом одиночестве, развитие возможно лишь только при тесном и интересном общении. Наверное, вы слышали, что с малышами нужно разговаривать буквально с рождения.
Особенно важно разговаривать с ребятами после двух лет. Причем не просто ограничиваться односложными ответами, а детально, хотя и простыми словами, пояснять все интересующее малыша.
В свою очередь нужно спрашивать у ребенка его мнение и решения, стимулируя не обычные ответы в формате «да» или «нет», а настоящие предложения – только так у детей формируется связная речь.
Для этого нужно научиться правильно формулировать вопросы, отказавшись от привычных «хочешь есть?» в пользу «что будешь кушать?» или говорить вместо «что делает мишка?» — «почему он плачет, смеется, что делает?».
Особенности развития речи у детей 3-4 лет
Словарный запас ребенка увеличивается с каждым месяцем. Если в три года он свободно владеет 1000 слов, то к четырем годам словарный запас увеличивается до 2000. В этом возрасте он уже умеет составлять предложения, задавать вопросы и отвечать на них, владеет связной речью. Но не всегда все бывает настолько гладко.
Развитие детей 3-4 лет очень индивидуальное. Одни неплохо и связно говорят, другие стараются отвечать односложно или вообще молчать. В этом возрасте большинство детей еще не могут пересказывать сказки или истории, но уже могут вести беседу по вопросам, особенно если их направлять. В построенных предложениях они допускают много ошибок в падежных окончаниях, употреблении местоимений и родовой принадлежности.
Также в этом возрасте дети нечетко произносят звуки, некоторые заменяют или выкидывают их, поэтому их трудно понять. Специалисты считают, что это еще не проблема, поскольку каждый ребенок имеет свои особенности, темперамент, склонности, способности и генетику. И к пяти годам он уже говорит ясно и правильно.
Задержка в развитии речи
Главной причиной задержки развития речи (ЗРР) у детей является ее не востребованность. Это выявляется в нехватке общения со сверстниками, недостаток общения с родителями и окружающими. Обычно ЗРР наблюдается у тех малышей, которые лишены детского общества и имеют постоянно занятых собой родителей.
Другой причиной этого отклонения может быть генетика или заболевания нервной системы и головного мозга, связанные с отставанием психического развития.
Следующая причина появления ЗРР – отсутствие слуха, полная или частичная глухота. Речь ребенка развивается, опираясь на услышанные звуки. Если этих звуковых потоков нет, то самостоятельно дитя не заговорит.
Как разговаривать с ребенком
Для своевременного развития, с самого младенческого возраста нужно проводить занятия. Говорить с малышом нужно медленно, размеренно, четко все проговаривая, не сюсюкать, не коверкать слова, не следует торопить его с ответом и при необходимости обязательно поправлять.
Иногда малышу трудно правильно произнести все звуки, в этом случае его необходимо поддерживать и подбадривать, ни в коем случае не ругать и не дразнить.
Обращать внимание на занятиях следует на дыхание, интонацию, добиваться полных ответов. В возрасте 3-4 лет дети уже знают названия игрушек, цвета, формы предметов и т.д., поэтому с ним нужно больше общаться и мягко заставлять проговаривать все эмоции и чувства, описывать окружающий мир, говорить о его желаниях и потребностях.
При необходимости нужно обратиться к специалисту – логопеду, он посоветует, как правильно подойти к занятиям, на что обратить внимание в первую очередь и, если это необходимо, будет сам проводить занятия.
Упражнения на развитие речи
Занимаясь с детьми, нужно приучать их верно употреблять падежные окончания, правильно согласовывать слова в предложениях. Главным средством познания мира для малышей является игра, поэтому существуют специальные игры.
Для того, чтобы верно связывать имена существительные с глаголами, правильно употреблять родовую принадлежность можно предложить поиграть в игру «Кто едет в гости?». Для этого взять игрушки и сказать: «Любимые игрушки приедут в гости, расскажи, кто именно к нам приедет».
Настаивать, чтобы ребенок давал полный ответ: «К нам едет собачка, большая, мягкая, пушистая и т.д.» Если ваше сокровище ошибается, то его следует обязательно поправлять, выделяя интонационно верный ответ. При занятиях помните, что для детей игра – это важная работа и относитесь к ней серьезно.
Для другого упражнения вам понадобятся игрушки и еще какие-нибудь небольшие предметы, которые можно разложить на столе. Пусть малыш внимательно посмотрит и вслух произнесет все названия предметов, лежащих на столе. После чего пусть он отвернется, а вы в этот момент уберете что-то из предметов и спросите: «Что пропало? О чем (ком?) мы поговорим? Кому мы что-либо дадим? С кем будем играть?»
Данная методика не только помогает понять правильное употребление падежных окончаний имен существительных, но и развивает внимание и быстроту реакции.
Превосходные результаты дает чтение детских книг и совместное рассматривание иллюстраций. Попросите свое сокровище рассказать, что изображено на картинке, называть цвета и форму предметов, следите, чтобы он правильно согласовывал между собой слова.
Особую роль в становлении речи, а значит и мышления играет мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики необходимо проводить комплекс упражнений и массаж кистей рук и пальчиков. К играм такого рода относятся: пирамидки, мозаика, кубики и т.д.
Кроме того, можно играть с пальчиками ребенка в алфавит, пальчиковый театр, потешки и скороговорки. Такие занятия развивают творческое воображение ребенка, улучшают его координацию, развивают кругозор и улучшают память и внимание.